Слух слуху – рознь. Есть
слух как способность биологических организмов воспринимать звуки органами слуха, а есть слух музыкальный.
Разберем и то, и другое –
можно ли влиять на слух в течение первого года жизни ребенка, нужно ли и самое
главное – как?
Начнем, конечно, со слуха
физиологического.
Когда развивается физиологический слух у ребенка?
Наукой доказано, что внутреннее
ухо полностью формируется к 20-ой неделе беременности, соответственно малыши
рождаются уже с полностью развитым навыком слышать.
С самого рождения
малыши реагируют на голоса и звуки, особенно на высокие тона, голос родных (чем
очень радуют невысыпающуюся маму и заставляют ее расплываться в улыбке и
забывать об усталости) и внезапные шумы. К 2 месяцам малыш уже успокаивается,
когда слышит родной голос (так считают психологи и неврологи, но надо понимать,
что не всегда так происходит на практике и это тоже нормально), а к 4 месяцам
поворачивает голову в сторону голоса.
Слуху принадлежит
ведущая роль в овладении речью.
В мозгу существуют
две основные зоны, которые отвечают за развитие речи: зона Вернике и зона
Брока. Область Вернике считается отвечающей за понимание информации, а зона
Брока – за воспроизводство. Зона Вернике развивается по мере развития слуха: слыша
речь окружающих, малыш в первую очередь начинает прислушиваться к голосам,
“перерабатывать” их и отыскивать взглядом источник звучания, а затем и
поворачивать голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на его лице,
губах, пытаясь таким образом установить контакт со взрослым.
Одновременно с
развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, сначала его речь не
связана с услышанным: он издает разнообразные звуки, слоги, их сочетания. В 2-3
месяца появляется гуление, в 3-4 месяца — лепет. С 6 месяцев дети начинают пытаться
воспроизводить и имитировать звуки, а к 8 месяцам – когда область Брока
становится более восприимчивой к нейронной активности – они уже восприимчивы к
тонам речи. К своему первому Дню Рождению, как правило, ребенок произносит
осознанное долгожданное первое слово и отзывается на свое имя.
Интересным является факт,
что несмотря на то, что ребенок рождается уже с сформированным внутренним ухом
и развитым физиологическим слухом, все же области мозга, отвечающие за слух и
восприимчивость к сложным звукам, продолжают развиваться до 12 лет.
Может ли родитель
стимулировать развитие физиологического слуха у ребенка? И стоит ли ему уделять
этому внимание, если процесс идет сам по себе?
Специалисты считают, что основная
роль родителей в этом вопросе – это обеспечивать здоровье ушей (медицинский
факт – частые отиты могут негативно сказаться на способности слышать) и
обеспечивать разнообразие безопасных звуков, которые слышит ребенок (голос,
музыку, любые звуки рекомендуемой частоты звучания). А вот какую именно музыку слушать и каким
голосом петь – это уже вопросы, относящиеся больше к развитию музыкального
слуха.
Музыкальный слух
Практически все специалисты в области раннего
развития уделяют музыкальности особое внимание. Кто-то говорит о музыкальной
грамоте, кто-то делает упор на ритмике, кто-то считает, что ключевой задачей на
первые годы является развитие навыков пения, но все солидарны в одном –
музыкальность ребенка играет большую роль и в становлении речи, и в развитии
воображения, и в общем развитии ребенка.
Доказано, что дети, обладающие лучшим музыкальным
слухом, быстрее начинают говорить, имеют лучшие способности к изучению
иностранных языков и точных наук. Различные исследования свидетельствуют о том,
что средняя оценка математических способностей у детей в возрасте 3-4 лет,
которые регулярно занимаются музицированием, выше в-среднем на 30%, чем у
детей, которые не занимаются регулярными музыкальными активностями, а тесты на
память дети из «музыкальных» групп проходят аж в три раза лучше, чем их
сверстники, не занимающиеся музыкой.
Прежде всего, так происходит потому, что музыкальный слух тесно связан с физиологическим, а еще и потому, что нейронные связи, которые формируются в мозгу при прослушивании музыки, музицировании и других музыкальных активностях, являются теми же самыми нейронными связами, которые возникают в тех же отделах мозга, которые отвечают за логическое мышление, а потому способность к точным дисциплинам возрастает.
Это легко объяснить с помощью примеров:
·
Развитие чувства
ритма: навык услышать и повторить ритмический рисунок – это первая ступень на
пути к быстрому безошибочному счету;
·
Смена
тональностей и темпа – это первая ступень к овладению навыками сравнения и
измерения;
·
Понимание
музыкальных рисунков дает понимание геометрических форм уже в раннем детстве на
уровне восприятия.
Когда мы говорим о детях первого года жизни и о
развитии музыкальности, то, конечно, мы говорим не о нотной грамоте и не о том,
чтобы малыш начинал играть на музыкальном инструменте, - для этого возраста
перед нами встают, прежде всего, два основных вопроса:
1. Абсолютный слух – это врожденный талант или область
для развития?
2. Какую музыку и как часто давать слушать ребенку?
Именно этими вопросами я и озадачилась в первый год
жизни моей старшей дочки Стеши и в поисках ответов стала изучать имеющиеся
методики раннего музыкального развития.
Слух: врожденный или приобретенный?
Честно говоря, до рождения Стеши я жила в четком
понимании того, что слух либо есть, либо его нет. Третьего не дано. У меня вот,
к примеру, слуха нет и хоть я и закончила музыкальную школу с отличием и
научилась играть на гитаре, но пою я плохо, а мелодии подбирать вообще не умею.
Начав изучать вопросы раннего развития, я наткнулась
на методику Гленна Домана, который считает, что слух, как и любую другую
дисциплину, можно и нужно развивать, долгими и упорными занятиями, подключая и
визуальные изображения, и ритмику, и прочие вспомогательные инструменты. Это
что же получается – что и мой слух можно развить? Почему же тогда этого не
произошло за 5 лет музыкальной школы и еженедельных семейных выходов на
симфонические концерты? Что я делала не так?
Концепция Домана показалась мне довольно смелой и
честно признаюсь – сразу захотелось опробовать ее на себе.
Но настоящим противоположным открытием для меня стала
японская теория, гласящая, что абсолютно все дети рождаются с абсолютным слухом
и задача родителей в первые три года жизни – помочь этому таланту проявиться и
не испортить его (да-да, по мнению японцев, абсолютный слух можно и испортить).
Автором этой теории является японский педагог, скрипач и философ Синито
Судзуки. Судзуки пишет про свое маленькое открытие "японские дети говорят
по-японски": зачастую мы видим ребенка "не способного к языкам",
на которого махнули рукой, но ведь он говорит на своем языке, и вовсе не потому
что учил его, а потому что он родился в этой среде, слышал японский язык, с ним
общались на японском языке! А рос бы этот же ребенок в английской среде -
говорил бы по-английски и т.д. То же самое, по мнению Судзуки, происходит и со
слухом, "музыкальность - это не врожденный талант, а способность, которая,
как и всякая способность, может быть развита. Любой ребенок, обученный должным
образом, может стать музыкальным - это не сложнее, чем научиться говорить на
родном языке. Потенциал каждого маленького человечка неограничен". Судзуки
пишет, что главная задача родителей – это уже с момента зачатия погружать
ребенка в мир правильной классической музыки и тогда его абсолютный слух
“окрепнет” и будет сопровождать его всю жизнь. При этом Судзуки предостерегает
родителей от возможности нанести вред и испортить абсолютный слух младенца
неправильным и недостаточно чистым пением одного из родителей.
Это один из тех примеров, когда мне кажется, что японцы
сделали слишком смелые и необоснованные предположения относительно врожденных
способностей человека. Если склонность к языкам еще можно обосновать через
постулат "японские дети с разными склонностями к языкам все одинаково
хорошо говорят по-японски", то с абсолютным слухом такие утверждения
весьма сомнительны. У моей мамы нет абсолютного слуха, но она пела нам и пела
очень много! Я явно "пошла в маму" и слухом, и голосом, а вот у моей
родной сестры абсолютный слух. Пела нам одна и та же мама одни и те же песни...
Другой пример: мама моего мужа - музыкальный педагог
- говорит, что у моего мужа в детстве не было слуха, медведь на ухо наступил. А
сейчас мой муж - классический пример человека с абсолютнейшим слухом. Слуха не
было от природы, а потом его развили? Получается, что так. Мама моего мужа
говорит, что за время своего преподавания видела разных детей - и абсолютно
неодаренных детей из семей музыкантов, и самородков с идеальным слухом из
семей, где ни мама, ни папа не блистали в музыке.
Мне все-таки кажется, что в этом
вопросе правда на стороне Гленна Домана и мамы моего мужа: какие-то природные
склонности заложены в каждом из нас, в ком-то меньше, но каждый из нас имеет
возможность развивать эти способности. Да, не каждый сможет играть как Юрий
Башмет или писать произведения как Сергей Рахманинов, но способности правильно
интонировать, играть на музыкальном инструменте, а главное – понимать и любить
музыку – вполне можно развить у каждого. Главное – найти правильный подход.
Сложные или простые мелодии?
Есть слух от природы или нет, можно его развить или главное – не испортить,
– так или иначе, все гуру раннего развития солидарны в одном: ребенку следует
давать слушать музыку с первых дней. Раннее начало музыкального развития очень
важно, потому как первые годы жизни ребенка - это критическое время для
правильного запуска всех процессов в организме. Синито Судзуки подчеркивает и
взаимосвязь с развитием речи ребенка, говоря, что первые годы, когда идет
приобретение навыков родного языка и слух у ребенка находится на пике
активности, - идеальное время, чтобы развить и музыкальность, поскольку речь,
слух и музыкальность тесно связаны между собой. Встает вопрос – какую именно
музыку слушать новорожденному?
А вот в этом вопросе мнения расходятся.
Масару Ибука и Синито Судзуки настаивают на прослушивании именно хороших, благородных произведений из
классики. Таким образом, считает Синито Судзуки, у ребенка сразу
укрепляется абсолютный слух, формируется любовь к прекрасному и хороший вкус.
Судзуки советует, чтобы музыка звучала фоном постоянно, проснулись с утра –
сразу включаем диск и в течение дня меняем композиции. Последователи метода Синито
Судзуки рекомендуют Времена года Вивальди, симфонии Гайдна и Моцарта для
спокойных занятий. Для поднятия духа — Бетховен или Славянские
танцы Дворжака. Синито Судзуки не ограничивает музыкальный мир ребенка домом,
предлагая родителям брать малыша с собой
на концерты, чтобы абсорбирование музыкального языка происходило наравне с
родным.
Кстати, музыка Моцарта заслуживает отдельного внимания. Многочисленные
независимые исследования ученых, медиков и психологов всего мира
доказывают, что музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта оказывает
на людей самое сильное оздоровительное воздействие по сравнению
с произведениями других композиторов.
В 1993 г.
невролог Франк Роше из университета штата Висконсина (США) первым
в мире обнаружил весьма необычное влияние музыки Моцарта
на физиологию людей. Его исследования показали исключительно положительное
влияние на работу головного мозга человека музыки Моцарта как никакой
другой.
Вскоре после этого, а
именно в 1995 году, психолог Френсис Раушер (США) провела опыты
с крысами (доказано, что эти животные не обладают эмоциональной
реакцией на музыку). Группа из 30 крыс была помещена в комнату,
где в течение 2 месяцев, но 12 часов в день звучало одно
и то же произведение — соната до-мажор Моцарта. Оказалось, что
после этого крысы пробегали лабиринт в среднем на 27% быстрее
и с меньшим на 37% количеством ошибок, чем другие 80 крыс,
развивавшиеся эти 2 месяца среди случайного (естественного) шума или
в тишине. Данный эксперимент подтверждает тот факт, что универсальный
«механизм» воздействия музыки на живые организмы (в т. ч.
и на человека) имеет как доминантную — нейробиологическую,
а не эмоциональную природу.
Американский ученый Гордон Шоу и его коллега из Лос-анжелесского
отделения Калифорнийского университета нейролог Марк Боднер использовали
сканирование головного мозга с помощью магнитного резонатора (MRI), чтобы
получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют
на прослушивание музыки Моцарта, Бетховена («К Элизе») и поп-музыки
30-х гг. ХХ в. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали
тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха,
вызываемые звуковыми волнами (слуховой центр), и иногда возбуждали отделы
мозга, связанные с эмоциями. Но только музыка Моцарта активизировала
практически ВСЕ участки коры головного мозга (в т. ч. и те, которые
участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении,
в зрительном процессе и в высших процессах сознания). М. Боднер
отметил, что у человека, слушающего музыку именно Моцарта, начинает
«светиться» буквально вся кора головного мозга.
Как показали многочисленные эксперименты, улучшения в работе головного
мозга под воздействием музыки Моцарта у взрослых людей, как правило, носят
временный характер, поскольку в головном мозге взрослого человека
нейронные связи — т.н. синапсы — уже сформировались. А вот у детей,
с их только формирующимися нейронными связями прослушивание музыки
Моцарта может вызвать не только кратковременное,
но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности.
Такого мнения придерживается, в частности, уже упоминавшаяся ранее
психолог Френсис Раушер (США), которая обнаружила подтверждение этой идеи
в процессе своего 5-летнего наблюдения за детьми: у детей, получавших
уроки музыки в течение 2 лет подряд, значительно улучшились способности
к пространственному мышлению, причем этот эффект не исчезал
со временем. На основании данного факта Ф. Раушер выдвинула
«революционную» гипотезу о том, что музыка может оказывать СТРУКТУРНОЕ влияние
на образование нейронных цепей в детском мозге.
Гленн Доман уделяет большее внимание не выбору самих
композиций, а способу прослушивания. По
мнению Домана, музыка не должна идти просто фоном к ежедневной активности
малыша, это должны быть именно музыкальные включения, в ходе которых родители и
ребенок полностью посвящены музыке. Доман предлагает родителям во время
звучания музыки поиграть с малышом, потанцевать, простучать ритм,
пораскачиваться или просто повеселиться вместе. Помимо всего прочего, Гленн
Доман рекомендует строить занятия по знакомству с музыкой по принципу карточек,
составляя подборки-нарезки из самых разных композиций и каждую неделю делая
некоторые замены, чтобы ребенок запоминал мелодии, а в более старшем возрасте
еще и сопровождать музыкальные занятия демонстрацией карточек с портретами
композиторов прослушиваемых произведений.
Существует
теория, что простые мелодии
«повторяют» природные звуки (например, ритмы дождя или ветра, стук колес поезда,
ритм укачивания), поэтому они лучше и легче усваиваются детьми. Эта теория
легла в основу, в том числе, методики Железновых, основанной отцом и дочерью и
заключающейся в том, что малыши вместе с родителями прослушивают, проигрывают и
проговаривают различные простые (я бы даже сказала – примитивные) мелодии и
потешки. В процессе игровых занятий с детками проговариваются ноты, таким
образом, идет ознакомление с музыкальной грамотой. Сами Железновы позиционируют
свою методику с 1 года, при этом говоря, что все мелодии можно прослушивать и
до 1 года, просто ставя малышу ежедневно.
Ну и,
наконец, есть британский подход –
ставить детям разную музыку, чтобы развивать многосторонность музыкальных
взглядов. Совершенно разную – и классику, и детские песенки, и рок, и попсу.
Главное, чтобы был допустимый уровень громкости, не оказывающий негативного
влияния на физиологический слух.
Личный опыт
Мне изначально не был близок подход «от простого к
сложному» с примитивными песенками-четверостишиями про заек, мишек и котов,
поэтому, вдохновившись идеей японцев о приучении ребенка к прекрасному с
пеленок, с первых дней мы начали музыкальное развитие Стеши со старой доброй
классики. Составив плей-лист из самых рекомендуемых произведений классики, я
стала включать музыку фоном, наблюдая за реакцией дочки. Я исправно пыталась
ставить Стеше самые разные композиции Моцарта (про «эффект Моцарта» я тогда еще
ничего не знала, так бы, наверное, только его бы ставила), Бетховена, Баха,
Вивальди, ориентируясь на старшую дочку моей подруги Ирочки Варю, которая в
возрасте 3 месяцев могла 40 минут лежать и слушать Баха, и при этом музыка была
не фоном, а основным фокусом Вари в это время! Но Стешу явно не интересовали
классики. Максимум, что удерживало ее внимание, были 28-минутные
визуализированные классические произведения для малышей BabyMozart, BabyBach, BabyBeethoveen, подаренные моей английской подружкой Наташей, и то
мне кажется, что Стеша не столько слушала музыку, сколько смотрела на экран,
где под музыку появлялись детские лица и игрушки.
Попереживав первые несколько месяцев и
постаравшись-таки увидеть реакцию дочки на классическую музыку, я стала
пытаться «включить» Стешу в музыкальный рисунок и, по рекомендациям Домана,
брала ее на руки и кружила с ней по комнате, отплясывая и под Дворжака, и под
Вивальди, и даже под Баха! А на пятом месяце я случайно стала замечать, что в
музыке Стеша, прежде всего, получает удовольствие не от звучания инструментов,
не от звуков, а от ритма, искренне радуясь ритмическим рисункам и сильным
долям. Дочку не особо впечатляли медленные и протяжные композиции (например,
колыбельные у нас вообще не были в почете ни в мамином, ни в чьем-либо
исполнении), а вот услышав заводные и веселые мелодии, Стеша буквально
пускалась в пляс: сначала сидя на попе, потом стоя, держась у опоры и уже позже
без нее. «Танцевать – раньше, чем ходить,» - это точно про мою Стешу! И так мы
стали слушать не только классику, но и джаз, и детские песенки, и много всего
разного. И, кстати, я заметила, что коротенькие примитивные (на мой взгляд)
детские песенки нравятся Стеше больше, чем красивая осмысленная классика. Так
что пришлось мне пересмотреть свой подход к окружению ребенка исключительно
благородной музыкой и научиться получать удовольствие от прослушивания по
десять раз подряд песенок в стиле «та-та, два кота, два веселеньких хвоста».
А потом мы вернулись и к классике (куда ж без нее!),
но уже к живому исполнению. Когда Стеше было 8 месяцев, мы нашли очень забавные
концерты для слушателей в памперсах. Настоящие музыканты исполняют настоящую
музыку (классику, бразильский джаз, фольклор), а родители вместе с детьми
валяются на подушках, танцуют, ползают, бегают. Детям периодически дают
маракасы и бубны, а самым маленьким просто погремушки и тогда создается музыка
и в зрительном зале. После окончания выступления всех детей и взрослых пускают
к инструментам – потрогать, погрызть, попробовать (и на зуб тоже). Мы получили
огромное удовольствие от этих концертов – прежде всего, от атмосферы, общения
деток между собой и свободы в ознакомлении с настоящей скрипкой и арфой, и
взяли за практику периодически на них ходить. Хотя, конечно, честно скажу, что
классику Стеша оценила уже после 2 лет, когда стала ходить на балет и одной из
любимых игр стало «вжиться в музыкальное произведение» (изобразить Фею Драже,
Лебедя или Горного Короля).
А вот моя младшая Лиза совершенно
иначе выстраивала свои отношения с музыкой. Она изначально раньше интонировала,
чем говорила, причем повторяла как песенки, знакомые ей с занятий Бейби
Сенсори, так и довольно сложные мелодии (как классику, так и, например, песню
Эльзы «Отпусти и забудь» из «Холодного сердца). Здесь открытием для меня было
то, что дети действительно могут начать петь раньше, чем говорить, а потом
слова из песен «остаются» и в вокабулярии ребенка. Лиза менее восприимчива к
простым мелодиям а-ля «та-та, два кота», но более чувствительна к серьезным
произведениям. И, наконец, именно благодаря Лизе я увидела своими глазами, что
такое «музицирование»!
Ну что ж, как «мама больше,
чем одного ребенка», я уже знаю, что это связано ровно с тем, что …. все дети
разныеJ)) И я ставлю детям
разную музыку: от классики до рока, от простых песенок до зарубежных хитов; муж
играет периодически на фортепьяно и мы стараемся давать детям возможность
слушать живое исполнение. Точно знаю – нейронные связи создаются там, где
нужно, дети получают хороший опыт, ну а то – кто что больше любит делать под
музыку – танцевать или петь или рисовать – это уже личное дело каждого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий